Порядок зажигания свечей

В первую ночь Хануки (с 24 на 25 кислева) перед тем как зажечь первый огонек, произносят три благословения: 

БАРУХ АТА АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛ ХАНУКА.
(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник.)
 
БАРУХ АТА АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ, ШЕАСА НИСИМ ЛААВОТЭЙНУ, БАЯМИМ АЭМ БАЗМАН АЗЭ.
(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, явивший чудеса отцам нашим в те времена, в эти дни (года).)
 
БАРУХ АТА АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ, ШЕГЕХИЯНУ ВЕКИЙМАНУ ВЭИГИАНУ ЛАЗМАН АЗЭ.
(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, Который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени.)
 
В остальные дни Хануки перед зажиганием огней произносят только первые два благословения.
 
Женатые мужчины зажигают ханукальные огни, подпоясавшись гартлом*.
Не зажигают огни, пока не произнесут все полагающиеся благословения. «А-нерот алалу»* («Эти огни») читают после того как зажгли соответствующее этому вечеру количество огней.
 
В первый вечер зажигают огонь в крайней справа чашечке ханукального светильника, в следующий вечер прибавляют еще одну, слева от первой, в третий — ближайшую слева от второй и т. д. Огни зажигают слева направо: сначала в новой чашечке, потом в ближайшей к ней справа и т.д.
 
Ханукальные огни должны гореть по меньшей мере в течение получаса после появления звезд. Следовательно, всего они должны гореть минимум 50 минут. В пятницу, когда их зажигают еще раньше, следует налить в чашечки светильника соответственно больше масла или взять свечи большего размера.
 
Не принято зажигать один ханукальный огонь от другого и тем более зажигать от него шамаш*. Если один из огней погас раньше, чем истекло минимальное время горения ханукальных светильников, его зажигают снова с помощью шамаша или какой-нибудь другой свечи. Благословения при этом не произносят.
 
Нельзя переносить ханукальный светильник, пока не пройдет минимальное время, в течение которого должны гореть ханукальные огни. После этого светильник разрешается перенести, даже если огни еще не погасли.
 
Ханукальные огни зажигают также в синагогах — чтобы еще шире распространить известие о чуде. Ханукальный светильник принято ставить у южной стены, параллельно к ней — так, как когда-то стояла менора в Храме. Кроме того, в синагоге ханукальный светильник ставят не ниже 80 см от пола.
 
Зажигают ханукальные огни в синагоге во время молитвы «Минха»*, перед «Алейну»* и произносят все положенные благословения; после этого читают (или распевают на известный мотив) «А-нерот алалу». Однако никто, даже тот, кто зажигает огни, не исполняет этим своего долга в отношении заповеди: каждый обязан зажечь ханукальные огни у себя дома и произнести все благословения. Исключение делают только для того, кто зажег их в синагоге впервые в этом году: придя домой, он уже не произносит благословение «Шегехеяну»*, если он в доме один (для жены и других взрослых домочадцев это благословение он повторяет).
 
Согласно традиции, ханукальные огни (включая шамаш) горят в синагоге также и во время молитвы «Шахарит»*; их зажигают, не произнося при этом благословения.
Онен* сам не зажигает ханукальных огней, если это может сделать другой человек, но отвечает «Амен» на благословения. Однако если он находится в доме один, то должен зажигать ханукальные огни, не произнося благословения.
 
Авель* не зажигает ханукальных огней в синагоге в первый вечер Хануки, так как не должен произносить благословение «Шегехеяну» публично. Однако в остальные ночи он имеет право зажигать в синагоге ханукальные огни.
 

После зажигания свечей произносят:

 
АНЕРОТ АЛАЛУ АНУ МАДЛИКИН АЛ АНИСИМ ВЕАЛ АНИФЛАОТ ВЕАЛ АТШУОТ ВЕАЛ АМИЛХАМОТ ШЕАСИТА ЛААВОТЕЙНУ БАЯМИМ АЭМ, БАЗМАН АЗЭ.
(Эти свечи мы зажигаем (в память) о спасении и о знамениях, и о чудесах, которые Ты руками святых коэнов Твоих явил отцам нашим, в те времена, в эти дни (года) и на протяжении всех восьми дней Хануки эти свечи святы, и мы не имеем права пользоваться их светом — можем лишь смотреть на них, чтобы возносить благодарность и хвалу великому имени Твоему — за знамения Твои, и за чудеса Твои, и за спасение, посланное Тобою.)
 
МАОЗ ЦУР ЙЕШУАТИ. ЛЭХА НАЭ ЛЕШАБЕАХ. ТИКОН БЕЙТ ТЕФИЛАТИ. ВЕШАМ ТОДА НЕЗАБЭАХ. ЛЕЭТ ТАХИН МАТБЭФХ. МИЦАР АМЕНАБЭАХ. АЗ ЭКМОР. БЕШИР МИЗМОР. ХАНУКАТ АМИЗБЕАХ.
(Твердыня, оплот спасения моего, Тебя подобает восхвалять. Да будет воздвигнут дом молитвы моей, и там мы принесем благодарственную жертву. Когда Ты уготовишь гибель врагу-хулителю, тогда я завершу псалмовой песней освящение жертвенника.)
 
Огни ханукальных светильников священны, поскольку их зажигают с единственной целью — исполнить заповедь. Поэтому запрещается пользоваться их светом для чтения или для какой-либо работы. Чтобы не нарушить этот запрет, шамаш, которым зажигают огни, помещают выше остальных огней (чтобы его можно было отличить от них). Таким образом, свет шамаша освещает большую площадь, и, если необходимо что-нибудь сделать около ханукального светильника, считается, что воспользовались именно светом шамаша.
 
Принято сидеть возле горящих ханукальных огней около получаса. Как говорил Любавичский Ребе Шмуэль, «стоит прислушаться к тому, что рассказывают ханукальные огни...» (исключение составляет пятница, когда торопятся закончить последние приготовления к субботе). Лучше всего использовать это время для изучения Торы, поскольку в избавлении от запрета на изучение Торы состоит суть Хануки.

 

© Jewish.ru (2000-2011)