Искусство изготовления ханукальных светильников

Существует пять основных видов ханукальных светильников:
 
Восемь подсвечников из глины или стекла, наполненные маслом и расположенные отдельно друг от друга или объединенные; ханукия из камня с восемью углублениями для масла; восемь простых подсвечников, изготовленных из металла, дерева и т.п.
 
Высокие свечи — восемь отдельных подсвечников или факелов. Этот вид ханукальных светильников встречается очень редко, их не зажигают в жилище.
 
Ханукальный светильник, напоминающий по форме храмовую менору. Восемь ветвей симметрично отходят от центральной ветви, установленной на ножке.
 
Ханукальный светильник с задней стенкой. В большинстве случаев такие светильники красиво оформлены и изготовлены из ценных металлов (серебро, золото, латунь, бронза, медь). Свечи обычно располагаются низко, и стенка, часто украшенная архитектурными элементами, возвышается над ними.
 
Ханукальный светильник с художественным обрамлением по обе стороны свечей. Расположенные в центре свечи окружены рамкой, состоящей из двух столбиков по бокам, объединенных сверху аркой, в которую вплетены изображения двух львов и руки коэна, протянутой для благословения. Вся конструкция увенчана короной.
 
В отличие от храмовой меноры, у которой в основании было три луча, а от центральной ветви, опирающейся на это основание, отходили три пары ветвей, ханукальные подсвечники эпохи Талмуда изготавливались из глины с восемью или четырьмя сдвоенными углублениями для масла. Иногда эти глиняные светильники украшались чеканкой. Большинство людей в то время зажигали в каждый вечер Хануки нужное количество свечей в отдельных подсвечниках. В более позднее время йеменские евреи пользовались светильником в виде каменной доски, в которой высечены восемь углублений для масла. Возможно, такими светильниками пользовались и в древности.
 
Такая форма ханукии послужила прототипом низкого ханукального светильника с восемью металлическими стаканчиками для масла или свечей и девятым (для шамаша), установленными на деревянной подставке.
 
Одновременно с этим стала распространяться ханукия, напоминающая по форме храмовый светильник. Ветви такого светильника отходят от литой ножки или от высокого основания. Серебряные и бронзовые светильники такой формы особенно часто встречаются в синагогах; обычно их основание и ветви художественно оформлены.
 
Довольно редко встречаются ханукальные подсвечники с восемью высокими стержнями, поднимающимися от низкого плоского основания: они похожи на длинные факелы.
 
В Средние века были распространены металлические светильники с прямой задней стенкой. После этого искусство изготовления ханукальных светильников стало бурно развиваться.
 
Стали украшать переднюю часть светильников (в которой устанавливаются свечи); на задней стенке появились барельефы и чеканные украшения в виде известных еврейских символов: храмовая менора, звезда Давида, скрижали завета, львы, орел, херувим, корона и т. п. В Северной Африке на светильниках изображали птиц, а иногда даже мусульманский полумесяц. Ханукальные светильники украшали также изображениями цветов, колоннами и другими архитектурными элементами. В этом заметно влияние местной архитектуры. Например, в Марокко задняя стенка ханукального светильника выполнялась в стиле, в котором строили дома в этом районе, — с арками и воротами. Ханукальные светильники других стран также несут в себе черты их архитектуры. Иногда украшением ханукальных светильников служили гербы аристократических родов, не имеющих никакого отношения к евреям.
 
Увеличив заднюю стенку, можно было украсить ее цитатами из Священного писания, например: «Ханука», «Свечи эти священны», а также благословениями. Сами подсвечники иногда были выполнены в виде кувшинов с маслом или в виде львов с открытой пастью, над которыми изображали колокола, орлов и т.п.
 
Материалы, из которых изготавливали ханукальные светильники, становились все более разнообразными. Некоторые мастера делали их из золота и серебра, другие пользовались бронзой, латунью, медью, железом, жестью. Для масла стали использовать стеклянные емкости.
 
После ханукальных светильников с задней стенкой получили распространение светильники с боковым обрамлением. В таких светильниках свечи занимают центральное место и привлекают к себе главное внимание, которое утрачивалось ими в прежних светильниках. Свечи с обеих сторон окружены колоннами, соединенными сверху аркой, увенчанной короной. В некоторых светильниках с обеих сторон расположены изображения львов, а наверху — двух рук коэна, башен и стражников. В таком светильнике стенка не заслоняет свечи, а декоративное обрамление лишь подчеркивает и выделяет их свет.
 
Самым редким видом ханукального светильника является такой, в котором свечи находятся в закрытой красиво оформленной коробке. Когда свечи горят, коробку открывают, и свечи видны. Когда же светильником не пользуются, коробку держат закрытой. Есть предположение, что такими светильниками пользовались марраны в Испании.
 

© Jewish.ru (2000-2011)