Ханукия в музеях мира

В отделе иудаики Музея Израиля в Иерусалиме целая стена отведена ханукальным светильникам. Рассматривать их можно бесконечно. Экскурсионные группы всегда задерживаются здесь. Все они собраны здесь вместе — ашкеназские и сефардские, новые и старые. «Ам эхад, паним работ» («Народ един, а лиц у него множество») — эти слова приходят на память, когда смотришь на изделия, созданные в разные эпохи разными мастерами. Сделаны они из серебра, бронзы, меди, есть и фарфоровые. Восемь углублений для масла или восемь отверстий для восковых свечей и рядом — девятое, для еще одной свечи, с помощью которой последовательно в течение восьми дней мы зажигаем огни Хануки. Само это слово означает новоселье — имеется в виду новоселье в Храме. И светильник должен напоминать нам о меноре, постоянно горевшей в Первом Храме, построенном царем Шломо. Иногда Хануку называют Праздником света, а поодерживает этот свет светильник — ханукия. Кажется, все символы еврейского искусства можно изучить, рассматривая ханукии. Вот, например: с двух сторон арон-кодеша* — две колонны как напоминание о Храме, над дверцей — корона, ее поддерживают львы. Лев — символ Иерусалима и колена Иегуды.

На немецком светильнике XVIII века изображены Моше со Скрижалями завета и его брат Аарон. Почти все немецкие ханукии богато орнаментированы, очень нарядны. Особенно славились своим искусством мастера Аугсбурга и Нюрнберга. Распускаются в вазах цветы: это символ Эц хаим — древа жизни, важно восседают орлы, сплетают хвосты морские коньки.

А вот два небольших польских светильника XIX века, несколько отступающие от канона: они уподоблены фасадам маленьких синагог. Кажется, откроешь дверь — и попадешь в старую Польшу...
 
Архитектура той страны, где создается ханукия, всегда диктует свои правила. Сразу можно отличить светильники из Франции с элементами готики: они относятся к более раннему периоду — это XIV век. А ханукия из Польши XIX века, где металл в виде листа бумаги живо напоминает украинско-польское народное творчество — бумажные узоры (вышиванки). Узнаем в узоре дубовые листья и кедровые орешки. Светильник из Алжира повторяет линии мусульманских строений. В восточных общинах изделия нередко украшены изображением кисти руки (хамсы), полумесяцем, звездами. Поблескивает современный марокканский светильник, сплетенный из бисера. Им никогда не пользовались, он и задуман был как сувенир для туристов. Есть ханукии и вовсе без украшений, вырезанные в форме горящего пламени.
 
В ханукальном искусстве можно найти и героическую тему, недаром праздник связан с победой Маккавеев. В Турции, где ханукальные светильники не были распространены, художник придумал вот что: он разрезал пополам поднос и одну из частей превратил в ханукию, изобразив на ней чеканкой многолюдную сцену. Юдифь отсекает голову Олоферну, вдалеке ассирийские войска покидают город, здесь же Аарон, совершающий жертвоприношение. Кстати, это пример важной особенности еврейского искусства: любой обиходный предмет может возвыситься и стать предметом ритуала. Так и говорят: возвышение по уровню святости (маалот ба-кодеш). Из свадебного платья можно сшить завесу для ковчега, а из пеленки, в которую завернут ребенок во время обрезания, делают пояс для бархатного футляра Торы. Среди светильников есть несколько таких возвысившихся: массивная польская ханукия переделана из часов, современная ханукия из Марокко сделана из... консервных банок и разноцветных лоскутов. Даже зубчики банок служат украшением, играя свою роль в общем замысле.
 
Голландские светильники скромны и немногословны. На одной — разведчики Моисея, посланные им в Ханаан. Они несут на плечах шест с гроздью винограда, которая спускается до самой земли — знак того, что Ханаанская земля богата и плодородна. Бросаются в глаза несоразмерные рисунку выпуклые круги, отчеканенные в форме спелых яблок. Это не только декор, такие круги отлично отражают свет. Легко представить себе, как сияет такая ханукия, когда в ней зажигают огонь.
 
Когда стали пользоваться ханукальными светильниками, их зажигали на улице. В средние века их прибивали к дверному косяку — напротив мезузы. Чтобы ханукия не коптила, придумали заднюю стенку. Позже стало принято зажигать такой светильник в доме и ставить на самое видное место (например, на окно), чтобы прохожие тоже могли видеть свет, ведь прославление чуда — одно из основных правил этого праздника.

А какими были самые ранние светильники? Сейчас они лежат в отдельной витрине. Маленькие глиняные сосуды хашмонейского времени (III век до н. э.), с двумя отверстиями — для масла и фитиля. Они могут поместиться в ладони. Какой же долгий и замысловатый путь был проделан от этих простых форм к изысканным ханукиям позднейшего времени...

© Jewish.ru (2000-2011)