Краткая история Хануки

После разрушения Первого Храма и последовавшего за ним Вавилонского плена (3338 г. по еврейскому летоисчислению или 422 г. до н.э.) Йегудея (еврейское государство) потеряла независимость и стала частью Персидской державы. Несколько веков спустя, в 3448 г. (312 г. до н.э.), Александр Македонский, разбив персов, захватил Йегудею. Александр создал могущественную империю, простиравшуюся от Индии до Балкан. Язык, мифология и культура греков были объявлены духовной силой, способной объединить все разумное человечество. Не было запрета привносить в эллинизм элементы своей культуры — при условии, что ты «добавляешь» их к греческому ядру.

Империя Александра Македонского просуществовала около восьми лет. После смерти Александра его сподвижники двадцать два года бились насмерть, деля ее между собой. В результате Египет достался Птолемею, а Сирия — Селевку. Эрец Исраэль около ста лет принадлежала Египетскому царству, а в 3559 г. (200 г. до н.э.) перешла под власть сирийцев.

Так на арене истории появился новый феномен — эллинистическое царство и эллинистическая культура, сочетающие элементы греческой образованности с восточным деспотизмом, где судьбы городов и народов зависят от кучки людей, окружающих царский трон.

В 3610 г. (150 г. до н.э.) сирийский трон занял Антиох IV по прозвищу Епифан  (Великолепный). Его предшественников не особенно занимала еврейская вера. Не бунтовать и платить вовремя налоги — этого было достаточно, чтобы поддерживать приемлемый для обеих сторон статус-кво. Антиох же насаждал греческий язык и культуру огнем и мечом. Это «приобщение» к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая Йегудея. Когда Антиох понял, что камнем преткновения здесь являются еврейская традиция и Тора, он попытался запретить и то и другое. Свитки Торы изымались и сжигались. Были запрещены обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых поначалу было воссоздание свободных еврейских общин. Само же восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода священников Хашмонаим, а после его смерти возглавил один из пяти его сыновей — Йегуда, по прозвищу Маккаби (что на иврите означает «молот»). Но, вместе с тем, это еще и аббревиатура выражения «Ми камоха баэлим, Ашем!» — «Кто подобен Тебе, Всевышний!» Таков был боевой клич у повстанцев-маккавеев, выходивших в бой с именем Всевышнего на устах.

После длительной борьбы с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Но Храм стоял в запустении, грязи и скверне.

25 кислева 3622 г. (138 г. до н.э.) Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым елеем — оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.

В память об этом чуде наши мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни.

Интересно, что в изложении Талмуда сама победа малочисленной и плохо вооруженной партизанской армии Макавеев над многократно превосходившими силами греков находится на периферии рассказа о чуде Хануки. В центре же рассказа — кувшин с елеем, и на нем печать первосвященника, которая сохранилась в неприкосновенности. История чуда изобилует удивительными деталями, каждая из которых как бы кричит: «He пройди мимо истинного урока Хануки, доберись до ее истинной сути!» Когда народ порабощен другим народом, нет ничего естественнее желания сбросить ярмо и добиться национальной независимости. Но что дальше? Каким будет этот народ, какой будет его страна на следующий день после обретения долгожданной свободы? Нет общего ответа на этот вопрос. Пути нашего народа и народов мира часто не совпадают. Истинная свобода в нашем понимании — это возможность беспрепятственно вести освященный тысячелетиями еврейский образ жизни, идти дорогой Торы и заповедей.

Для евреев чудо освобождения не было полным даже тогда, когда в Иерусалиме не осталось ни одного греческого воина, не сложившего оружие. Истинным же моментом свободы была минута, когда коэны (священники) зажгли храмовый светильник-менору.

Как и все наши праздники, перипетии далеких событий Хануки повторяются и в наши дни. И сегодня, так же, как и тогда, каждый еврей ищет тот самый кувшинчик с «чистым маслом еврейства» в своей душе. И порой необходимы мужество и решимость, чтобы зажечь его, но именно тогда этот слабый огонек разгорится в яркий свет еврейской веры. Мы верим, что Всевышний пошлет нам чудо и этот огонь будет гореть вечно с приходом нашего праведного Мошиаха уже в эти дни!

 

© Jewish.ru (2000-2011)